ИЦАЭ Кирова запустил серию онлайн-интервью с популяризаторами науки
ИЦАЭ Кирова совместно с Центром современного искусства «Галерея Прогресса» запустил серию публичных онлайн-интервью с учёными и популяризаторами науки в рамках рубрики #лекторийнадиване
2 апреля первым гостем стал кандидат исторических наук, автор проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов. Тема первой беседы: «Нансены и Лаптевы: туризм и технический прогресс на Вятке сейчас и сто лет назад».
Антон выделил 4 группы путешественников на рубеже XIX-XX вв, которые были в Вятке.
К первой группе путешественников относятся одиночные путешественники. Так, можно вспомнить Фритьофа Нансена – норвежского полярного исследователя. Он отправился до Забайкалья, сел на Транссибирский экспресс и был проездом в Вятке. Вот что он писал: «Вятка занимает интересное положение в России. Например, Сибирь отмечает, как хорошо развито в Вятке земское самоуправление, много общественных организаций, богатая культура».
Нансен обнаружил, как хорошо здесь развиты промыслы, продаются изделия из капокорня, из бересты, дымковская игрушка. Еще один путешественник – японец Фокусима Ясомасо. Он путешествовал на лошади из Германии в Японию. На это ему потребовалось 504 дня. Фокусима написал книгу «Поход одинокого наездника из Берлина до Токио». Его путешествие интересно тем, что во время его путешествия был голод на фоне неурожая 1901-1902 гг. Полицейские чины и чиновники оберегали его, поддержка была и среди местных жителей, везде его ждал тёплый приём. Так, например, в Малмыжском районе ему предложили несколько блюд из мяса и рыбы, а также предложили искупаться в местном озере. Спустя много лет выяснилось, что он был шпионом, собирал сведения, и японцы потом использовали эти данные в русско-японской войне.
Вторая группа – это участники велопробегов и автопробегов. Первый в мире трансконтинентальный пробег Париж-Пекин состоялся в 1908 году. Многие отмечали особое бездорожье в Вятской губернии, поэтому участники были вынуждены ехать по Транссибирской магистрали. Участники автопробега проехали через Малмыжский и Елабужский уезды. Подробных описаний вятских городов у них не встречается. Антон зачитал документы, как, например, описывали итальянцы Малмыж: «Увы, дорога лучше не становилась. Мы проезжали Малмыж, маленький город рядом с рекой Вяткой. Дорога становилась всё хуже. Передвигались медленно, предпочитая травянистый путь»
Следующая группа путешественников – это западноевропейские студенты. Например, в Вятке был румынский студент Фердинанд Лейба, который совершил пешее европейское путешествие. Такие студенты продавали открытки с видами своих городов, давали лекции. Таким образом, это были путешествия с просветительской миссией.
Наконец, четвёртая группа путешественников – дипломаты. Стоит отметить Джеймса Прингла, который оказался в Вятке зимой-весной 1917 года, застал мартовскую революцию. Примечательно, что в коллекции фотографий Прингла есть снимок Вятки. На переднем плане снимка — колокольня Покровского собора и силуэты людей, на заднем плане чётко угадываются очертания собора Александра Невского и чуть левее в кадре — Донской (Стефановской) церкви.
Антон также рассказал про купца Кузьму Игнатьевича Лаптева. Он был первым вятским автомобилистом. Дошедшие до нас источники отмечают, что Лаптев был яркой персоной старой Вятки. Оппозиционные газеты, например, «Вятская речь», жестоко критиковали его за наличие автомобиля, публиковали анонимные заметки и фельетоны.
Антон отметил, что Кузьма Игнатьевич – фигура более сложная, и нельзя о нём судить только по критическим газетным публикациям. Так, например, он тетыре раза избирался в Вятскую управу, являлся членом вятской учёной архивной комиссии и губернского попечительского комитета детских приютов, состоял в благотворительных организациях. Историки впоследствии отзывались о нём положительно.
В начале XX века активно ездили на велосипедах. Велосипед был доступен всем жителям. Кроме этого, особо запомнился жителям омнибус в Слободской.
В завершение Антон рассказал, что также на Вятке были популярны школьные экскурсии. Например, в вятской мужской гимназии были популярны природоведческие экскурсии. Ребят регулярно водили на реку, объясняли химические свойства воды. Мальчики шли на земледельческие угодья, фермы, конюшни. Таких экскурсий проводили от 6 до 14 в год. Девочек водили на культурно-образовательные экскурсии – по храмам, по церквям и т.д.
В начале XX века стали популярны производственные экскурсии на электростанцию, в пригороды Вятки, на фабрику Булычёва. Антон отметил, что ребята видели настоящее производство.
Таким образом, туризм и экскурсионное дело были неплохо развиты в Вятке в начале XX века. Было интересно проследить параллели между прошлым и настоящим (плохие дороги, школьные экскурсии), а также сделать прогноз, как будет развиваться туристическая отрасль в будущем.
Запись трансляции можно посмотреть здесь:
Ссылки на статьи:
«Как в Вятке зарождалось велодвижение»
«Кузьма Лаптев. Самый эпатажный купец старой Вятки»
Учебные заведения и экскурсии в Вятке на рубеже XIX-XX веков
«Загадочный альбом. Вятка на фотографиях Джеймса Прингла»
Следующий гость – семейный психолог Надежда Бумшелева. Эфир будет посвящён теме «Как выжить во время карантина».
В рамках рубрики #лекторийнадиване в группе ВК ИЦАЭ Кирова зрителей еженедельно ждут научно-популярные лекции или онлайн-интервью с учеными и популяризаторами науки, с возможностью задать им свои вопросы. Кроме того, есть возможность поучаствовать в викторине и выиграть призы. Для этого необходимо прослушать лекцию или интервью, сделать репост публикации и правильно ответить на вопрос. Среди призов – научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера», сувениры (банданы, браслеты, ручки, блокноты от ИЦАЭ Кирова), а также научно-популярные книги.