Новосибирский учёный рассказал кировским школьникам о космонавтике
В Кирове с двухдневным просветительским туром побывал популяризатор астрономии и космонавтики, учёный из Новосибирского Академгородка Дмитрий Эпштейн. Лекции были организованы в рамках федерального проекта сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) «Энергия науки».
Дмитрий Борисович выступил в Лицее естественных наук, Кировском экономико-правовом лицее и Вятской гуманитарной гимназии.
В ЛЕН лекцию посетили учащиеся 3-4 классов. Они узнали о животных, совершавших космические полёты. Дмитрий Эпштейн рассказал, что первыми в космосе оказались мухи-дрозофилы. Это произошло в 1947 году. В 1949 году США отправили в полет обезьяну.
СССР же решил, что будет запускать собак, притом дворняжек. Учёный объяснил, что с точки зрения естественного отбора беспородные собаки более выносливые и крепкие. Первыми собаками-космонавтами стали Дезик и Цыган.
Преподаватель рассказал о самой отважной собаке, которая совершила шесть полетов и не сопротивлялась, оттого была переименована из Кусатки в Отважную. Самыми выносливыми собаками-космонавтами можно назвать Уголька и Ветерка, которые провели в космосе 23 дня.
Ребята спрашивали Дмитрия о температуре воздуха в космосе, о том, как животных кормили в полёте, о том, был ли у них скафандр.
В КЭПЛе Эпштейн рассказал о космических миссиях XXI века. Преподаватель астрономии спросил ребят, на каком расстояния от поверхности Земли начинается космос. Оказалось, что это расстояние зафиксировано и составляет 100 километров. И те, кто совершают полёт, но не пересекают эту линию, космонавтами считаться не могут.
Лицеисты смогли наглядно сравнить расстояние от Земли до Луны, до Солнца и планеты Нептун. Для этого учёный подготовил макет в масштабе.
Лицеисты обсудили с Дмитрием Эпштейном проблему космического мусора. Выяснили, что оставлять корабли на орбите небезопасно, но и утилизировать на Земле их невозможно. Преподаватель астрономии отметил, что решать этот вопрос предстоит новому поколению.
Учащиеся ВГГ выбрали достаточно сложную тему для лекции – Дмитрий рассказал о происхождении веществ во Вселенной: как из всего двух веществ – водорода и гелия, изначально появившихся во Вселенной, – получилось такое большое разнообразие элементов.
Преподаватели гимназии переживали, что гуманитариям будет тяжело совладать с формулами. Однако Дмитрий Эпштейн предложил не менять тему. «Я хотел показать учителям, какие разносторонние их ученики. И мне это удалось», – объяснил он. Действительно, большинство слушателей активно вступали в дискуссию, разговаривали с учёным на одном языке.
В рамках проекта «Энергия науки» известные российские учёные встречаются с жителями регионов, проводят лекции, мастер-классы и научно-популярные ток-шоу, на которых участники могут задать спикерам вопросы, обсудить с ними последние новости науки и узнать о новых прорывных технологиях.