Научные тайны Института Красной Армии
11 мая Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова совместно с Центром современного искусства «Галерея Прогресса» провёл Public talk с историком, краеведом, директором музея истории Вятского государственного университета Евгением Пятуниным. Выпуск был посвящён рассекреченной научной деятельности Красной Армии в Кирове.
По словам эксперта, история эпидемий и войн показала, что количество жертв от эпидемий часто превышал военные потери. В связи с этим в 30-е годы было принято решение об организации вакцинно-сывороточной лаборатории, которая занималась бы созданием вакцин и сывороток для нужд армии.
В сентябре 1942 года началось наступление немецких войск под Сталинградом, и возникла угроза бомбардировок немецкой авиацией города Саратова, где располагался Военный научный медицинский институт РККА. Было принято решение об эвакуации института вглубь страны – в Киров, который с начала войны принял множество предприятий и организаций.
Институт был переименован в НИИ эпидемиологии и гигиены Красной Армии. Основным направлением научной деятельности в НИИ в это время была разработка живых вакцин. Разработка началась ещё в 1936 году, после получения штамма чумы из французского Пастеровского института. Первые серии вакцин были опробованы на 15 добровольцах – работниках института. Затем вакциной был привит личный состав передвижных подвижных войск, эвакуированных в тыл.
Всего за годы Великой Отечественной войны было привито более восьми миллионов человек, создано около 47 миллионов человеко-доз вакцин. Иммунизация была высокоэффективной: в советских войсках не было ни одного заболевшего чумой, хотя во время Маньчжурской операции они вели боевые действия в природных очагах чумы и входили в города, охваченные чумой. Трое сотрудников института за работу над вакциной были награждены Государственной премией СССР.
По словам Евгения Альбертовича, особое внимание учёные уделяли разработке средств иммунизации и защиты от сибирской язвы. Благодаря открытиям и исследованиям Н.Н. Гинсбурга и А.Л. Тамарина была создана первая отечественная живая сибиреязвенная вакцина СТИ, которая доказала свою эффективность.
Еще одно достижение Института – разработка метода производства бактериофагов, используемых для лечения газовой гангрены. Своевременное лечение ран бактериофагом предупреждало нагноительные процессы в тканях, что приводило к быстрому заживлению. Таким образом, тысячи солдат были спасены от гангрены, число заболеваний и смертности снизилось в 2 – 3 раза.
Эксперт отметил, что также велась разработка и над биологическим оружием. Среди достижений института Евгений Альбертович указал создание боевых штаммов чумы, сибирской язвы, туляремии, Ку-лихорадки, бруцеллёза. Кроме этого, одним из достижений стала разработка культур бактерий, питающихся углеводородами, которые можно использовать для уничтожения топлива противника.
После войны, в 1946 году в Институте была разработана технология производства первой в Советском Союзе сухой живой туберкулёзной вакцины. После принятия вакцины государственной сывороточно-вакцинной комиссией началось массовое производство вакцины в других институтах страны.
В конце 1970-х годов в деревне Лёвинцы Оричевского района был создан завод, обслуживающий институт. Объект получил кодовое название Киров-200. «Стоит сказать, что в настоящее время Институт продолжает свою деятельность, занимается разработками, но сохраняет свою секретность», – ответил гость Public talk ИЦАЭ Кирова.