Путь, который ГК «Росатом» прошла в освоении ветра
19 мая

Путь, который ГК «Росатом» прошла в освоении ветра

О развитии ветроэнергетики рассказал генеральный директор компании «НоваВинд» Александр Корчагин в рамках публичного разговора «Зелёная энергетика», который провела сеть Информационных центров по атомной энергии 16 мая.

НоваВинд – дивизион Росатома, отвечающий за реализацию проектов в области ветроэнергетики. Это продолжение основного направления – безуглеродной энергетики.

«Сегодня в реализации наших проектов участвуют порядка 50 промышленных предприятий, 2000 новых рабочих мест и 50 млрд инвестиций в экономику страны до 2023 года (и 70 млрд, если мы будем учитывать и строительные мощности наших партнеров)», – подчеркнул Александр Корчагин.

У компании в Волгодонске есть собственное производство компонентов для ветрогенерации. По словам Александра, ни в одной стране все компоненты ветроустановки не производят. Например, мировым центром обеспечения ветролопастями сегодня является Индия (70 % рынка).

Росатом выбрал для производства высокотехнологичные, критические компоненты ветроустановки, такие как генератор и гондола. «Нами была проделана большая работа по анализу того, что мы будем делать, и, как раз, не зря мы выбрали и обеспечили производство генератора, такого критического компонента на высокосильных магнитах, достаточно уникального. Не каждая страна себе может позволить организовать его производство», – рассказал Александр.

«Локализацию генератора обеспечили и будем отправлять такие генераторы на экспорт», — пояснил директор НоваВинд, отвечая на вопрос слушателя Романа Подгаевского о перспективах экспорта оборудования. — Мы собираемся буквально сами реализовывать такие проекты на зарубежных рынках…- Сегодня мы смотрим на развивающиеся экономики и на традиционные страны присутствия Росатома, там, где Росатом реализует свои крупные инвестиционные проекты».

«Ветроэлектростанция – это набор сложнейших шкафов управления, систем питания, связей. Нами проведена большая работа: сегодня ветроустановки и ВЭС управляются нашей собственной разработанной автоматизированной системой управления технологическим процессом», – отметил спикер.

Не сила ветра, а его постоянство

В 2020 году введен в промышленную и коммерческую эксплуатацию крупнейший ветропарк в России. Он построен в Республике Адыгея и состоит из 60 ВЭУ по 2,5 МВт каждая. . Высота каждой ветроустановки – 100 метров без лопасти. Суммарная мощность парка – 150 МВт.

Сейчас в Ставропольском крае строится Кочубеевская ветроэлектростанция (ВЭС). Этот ветропарк станет крупнейшим в России (84 ВЭУ по 2,5 МВт). Планируется, что за год он будет вырабатывать 496,7 млн кВт/ч.

Слушатели поинтересовались: «Как выбирают площадки? На том же Ставрополье, например, есть куда более ветряные районы? ».

«Тема ветра – это достаточно исследованная тема. Ей занимаются и для прокладки воздушных коридоров, и для прокладки глиссады самолетов, и для военных, военно-тактических решений. Сегодня, ветер – это достаточно понятная, измеренная характеристика, скажем так. И НоваВинд выбрал территории или границы тех территорий, где мы реализуем такие проекты, — это, так называемый, Армавирский ветровой коридор. Его можно сравнить с течением Гольфстрим. Армавирский ветровой коридор тысячи лет протекает в своем коридоре, он имеет достаточно понятные характеристики, и самое главное, что он, как и течение Гольфстрим, можно сказать, имеет постоянную температуру и постоянный потенциал.», – рассказал директор компании. — Не важно более или менее ветряная территория, тут важно насколько постоянно, в одном режиме есть ветропотенциал. Например, коммерческим ветром является ветер от 6 до 16 м/с, более не нужно.».

Будущее российской ветроэнергетики за экспортом

«Вот есть консенсус-прогноз о том, что до 2030 года в мире будет введено еще порядка 50, а может быть 70 ГВт ветроэнергетики, -сообщил спикер. — Мы думаем, что до 2030 года будет все еще происходить такой пиковый режим строительства ветроэнергетики, солнечной энергетики в развивающихся экономиках. А после 2030 года это выйдет на какое-то плато и будет носить достаточно планомерный, спокойный характер, будет замена ветроустановок на новые, и уже тогда хайпа не будет».

Эксперт сделал прогноз и по развитию ветроэнергетики в России. По его словам, сегодня вся российская промышленность идет по пути смены технологических платформ, что приводит к снижению энергопотребления. «Сегодня сложилась такая ситуация, когда у нас в стране избыток базовых энергетических мощностей составляет порядка 35 ГВт. Это излишек. Это не хорошо и не плохо. Это дает нам горизонт серьезного задела на то, как мы можем развивать и реализовывать нашу промышленную политику в стране и быть уверенными в том, что мы обеспечены энергоресурсами», – рассказал Александр. По его словам, в этой ситуации нужно взвешенно принимать решения о добавлении нескольких ГВт возобновляемых источников.

«И как правильно обозначает и Минэнерго, и Министерство промышленности, и один из вице-премьеров Российского Правительства Белоусов о том, что, пройдя такой сложный, организационный, технологический путь, все мы должны быть нацелены на экспорт технологий на развивающиеся рынки», — отметил он.

Однако увеличение мощностей на российском рынке все же обсуждается. «Сегодня программа ветроэнергетики в России по объему маленькая. Мы бы назвали ее пробным шагом. Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ обсуждают возможные варианты развития программы и увеличения портфеля до 10 ГВт», – рассказал Александр Корчагин.

Представитель компании «Т Плюс» в Кирове поинтересовался: «Можно ли ожидать развития ветроэнергетики в его городе?» «Если решение об увеличении портфеля до 10 ГВт будет принято, то у Кирова есть все шансы для того, чтобы там появилась своя ветроэлектростанция», – ответил эксперт.

Экологи могут спать спокойно

«Возобновляемая энергетика – экологична, но не мешает ли функционирование ВЭС жизни птиц?», – поинтересовалась ведущая, руководитель Информационного центра по атомной энергии Кирова Светлана Занько.

Спикер отметил, что в России, как и во всем мире, это подлежит серьезному регулированию и еще на этапе проектирования документация проходит множество экспертиз, в том числе экологическую. «Наш регулятор никогда не позволил бы ставить ВЭС в районе, где тысячелетиями проложены коридоры, по которым происходит миграция перелетных птиц или где, условно скажем, густонаселенные районы пернатых», – подчеркнул Александр Корчагин.

Также он заметил, что версии о сильнейших вибрациях в районах ВЭС – это мифы. «Может быть еще 20 лет назад ветроустановки и могли выдавать какие-то фоны, шумы для воздействия на окружающую среду, последние 10 лет вся эта развилка пройдена, никаких вибраций не существует. Существуют научные труды по замерам, и давно этот вопрос пройден. Могу сказать про наши генераторы, т.к. у нас совершенно новая технология – это безредукторная, скорость вращения нашего генератора составляет всего лишь несколько оборотов в минуту, поэтому вибрация как класс вообще отсутствует», – объяснил он.